Советы Молодым Мамам

« Назад

Гиперактивный ребенок: что делать маме?  27.01.2017 10:20

Ваш ребенок, как егоза, его невозможно успокоить? Он постоянно вертится, крутится, не сидит на месте, находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему «прикрепили мотор»? Вы с завистью смотрите на деток, которые идут рядом с мамой, за которыми не нужно бежать вдогонку? Вы устали от строгих взглядов и едких реплик бабуль в магазине о невоспитанном ребенке и замечаний из разряда «угомоните своего ребенка»? Вам кажется, что это вы неправильно воспитываете ребенка, раз он вас не слушает, а постоянно норовит куда-то убежать?

А затем идут вздохи воспитателей и жалобы учителей о том, что ваш ребенок мешает другим детям, задирается со сверстниками и совершенно не слушает преподавателя…

Узнали своего ребенка в описании?

Иногда гиперактивность связана с наследственно-обусловленными особенностями личности ребенка, распросите хорошенько бабушек и дедушек, какими именно были папа и мама малыша в детстве, очень вероятно, что малыш пошел именно в вас.

Однако часто такое поведение ребенка интерпретируют как Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Диагноз выставляет доктор в случае, если симптомы продолжаются более 6 мес, захватывают разные сферы жизни, имеют высокую выраженность и не вызваны другим заболеванием, для диагностики также используют специальные психологические тесты. Чаще состояние диагностируется после 3-х лет, когда выраженность симптомов нарастает и родители обращаются за помощью. Данное состояние встречается у 7-8% детей в возрасте 4-15 лет, соотношение мальчиков и девочек 3:1.

Каковы признаки СДВГ?

СДВГ можно заподозрить еще на первом году жизни: малыш беспокоен, гипервозбудим, могут быть проблемы со сном, часто просыпается, с трудом засыпает, реагирует громким плачем на внешние раздражители. Подрастая, он становится шумным, нетерпеливым, непослушным, может проявлять агрессивность. Во время игр он очень подвижен, энергия захлестывает его, игры часто становятся разрушительными. 

К школьному возрасту особенности реагирования приводят к тому, что ребенок при нормальном или высоком интеллекте не справляется с заданиями учителей, невнимателен, забывает по ходу решения условия задачи, не обращает внимания на детали. Он не может самостоятельно справиться с выполнением домашнего задания. Он вспыльчив, задирист, непредсказуем, это мешает устанавливать дружеские отношения со сверстниками, он может быть отвергаем коллективом или играть роль классного шута. У ребенка со временем формируется низкая самооценка, особенно при сравнении родителями с более спокойными братьями и сестрами и при постоянном давлении со стороны учителей.

В подростковом возрасте дефицит внимания и импульсивность сохраняются у 50-80% детей, при этом симптомы гиперактивности уходят на второй план, сменяясь суетливостью и внутренним беспокойством. Характерны также несамостоятельность, невозможность довести работу до конца. Особенностью является слабая устойчивость к вовлечению в асоциальные группировки, появление тяги к алкоголю и никотину. При этом сохраняется низкая самооценка, неуверенность в себе и низкая толерантность к неудачам.

СДВГ рассматривают как расстройство детского возраста, однако в 20-35% случаев у взрослых сохраняются забывчивость, рассеянность, неорганизованность, трудности с планированием, расстановкой приоритетов, доведением до конца работы над проектами, конфликты в семейной жизни, низкая стрессоустойчивость, заниженная самооценка.

Как отличить просто активного ребенка и гиперактивного?

Подвижность, невнимательность и импульсивность сами по себе не являются патологией, это норма, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. СДВГ — крайнее проявление спектра «активного» темперамента, при котором эти симптомы выражены настолько сильно, что значительно затрудняют социальную адаптацию, обучение и в целом психологическое развитие ребенка. Детки с СДВГ в отличие от активных малышей:

1. Активны постоянно, им сложно сконцентрироваться на одном действии, на одной игрушке, полистать книгу. Просто активный малыш может с увлечением достаточно длительный период лепить, рисовать, рассматривать картинки.

2. Движения хаотичны, суетливы, неуклюжи. Часто что-то разбивают, ломают, бросают. Не могут довести начатое дело до конца.

3. Детки с дефицитом внимания с трудом воспринимают обращенную к ним речь, родителям трудно «достучаться», чтобы ребенок услышал. Особенно в состоянии возбуждения, в местах большого скопления людей, в детских центрах, на детских праздниках.

Если в комнату с игрушками привести малыша, то активный малыш рано или поздно найдет себе занятие и сосредоточится на нем, а гиперактивный малыш будет хаотично двигаться, не останавливаясь на одной игрушке. Для дальнейшей диагностики специалисты используют специальные психологические тесты, а при необходимости более углубленное обследование.

Так почему возникает гиперактивность и дефицит внимания?

Специалисты отмечают несколько причин:

  1. Генетические факторы (вариация гена дофаминового рецептора D4 — гена «поиска новизны», именно его связывают с проявлениями синдрома дефицита внимания и неравномерной выработкой дофамина)
  2. Нейрофизиологические причины: обмен нейромедиаторов дофамина и норадреналина, недостаточная сформированность управляющей функции и незрелость лобных и префронтальных отделов головного мозга
  3. Перинатальные факторы: особенности течения беременности, гипоксия, родовые травмы, энцефалопатия новорожденных, инфекции головного мозга на первом году жизни
  4. Пищевые факторы и несбалансированное питание, недостаток витаминов (витамина Д, группы В, фолатов), омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), макро- и микроэлементов.
  5. Неблагоприятные факторы внешней среды: попадание в организм ребенка тяжелых металлов, в частности, свинца (выхлопные газы, промышленные выбросы)

Что же делать?

В 1993 году вышла книга Тома Хартмана «Синдром дефицита внимания: другое восприятие»). В книге предлагается посмотреть по-новому на СДВГ: как на естественный адаптивный признак, который дает биологическое преимущество для охоты, но бесполезен в земледелии. Для охотников важно молниеносно принимать решения, искать вызов и двигаться вперед. Ученые обнаружили, что вариация гена D4 возникла 10 000-40 000 лет назад – в период активного расселения людей по планете. Так как этот ген оказался полезным, помогал людям жить и выживать, он становился все более распространенным. Как указывал автор: «Проблемы начинаются, когда охотников заставляют копать грядку».

При правильном подходе родителей и психологов слабые черты детей с СДВГ можно перевести в сильные качества. Так, импульсивность позволяет принимать молниеносные решения, трудность с планированием позволяет жить здесь и сейчас и находить неординарные пути решения проблем, невнимательность – искать вызов, быть открытым к новому, уметь мыслить вне стереотипов, нетерпеливость – не стоять на месте, двигаться вперед.

Коррекция СДВГ у ребенка требует комплексного подхода: обязательно поведенческая терапия, направленная как на ребенка, так и на родителей, при необходимости врач порекомендует медикаментозную терапию.

Советы родителям:

  1. Старайтесь не выходить из себя, разговаривайте с ребенком спокойно, он так ведет себя не назло вам, это особенность его состояния;
  2. Крайне необходимо структурирование и планирование времени, следование режиму дня
  3. Давая указания ребенку, называйте по одному действию, каждое последующее действие называйте только после выполнения предыдущего: не стоит в одном предложении давать указание почистить зубы, собрать игрушки и лечь спать, контролируйте выполнение каждого из действий;
  4. Установите простые правила, желательно сформулируйте ясно и кратко в письменном виде, границы дозволенного опишите четко, строго следуйте им;
  5. Введите систему поощрений и штрафов. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (жетоны, медальки);
  6. Запреты вводите мягко и постепенно, заранее оговаривайте с ребенком сроки и условия введения. Избегайте слов «нет» и «нельзя»: первой реакций на них будет протест или вербальная агрессия. Заранее оговорите штрафные санкции за нарушение запрета;
  7. Последствия поведения должны быть как можно ближе по времени к поступку. Будьте последовательны в исполнении позитивных последствий и штрафов. Система время от времени должна меняться, т.к. возникает эффект привыкания;
  8. Ребенку сложно быстро перестроиться по указанию взрослого, поэтому предупреждайте заранее за несколько минут о намерении сменить вид деятельности и новом задании;
  9. Обязательно хвалите ребенка, повышайте его самооценку, подчеркивайте его успехи, аккуратность, правильное выполнение задания;
  10. Постарайтесь найти то, что действительно нравится делать ребенку и то, что у него получается. Помогайте ему реализоваться в этом направлении, обращайте внимание окружающих на его успехи;
  11. Запишите ребенка в спортивную секцию для выброса энергии или обеспечьте эту возможность дома без риска повредить себя или окружающую обстановку. Не все виды спорта подходят: лучше индивидуальные вид: велоспорт, плавание, легкая атлетика. Игровые виды спорта не очень подходят таким детям, им сложно работать в команде;
  12. Используйте так называемый когнитивно-бихевиоральный подход: помогите ребенку сконцентрироваться и осознать то, что он делает именно в данный момент, спросить у себя «Стоп! о чем сейчас идет речь, что мне нужно сделать, я сделаю так и так, положительно оценить и похвалить себя».

В ряде случаев помогают психокоррекционные методики: арт-терапия, игровая терапия, семейное дыхание. При необходимости, врач назначает медикаментозную поддерживающую терапию ноотропами и препаратами, корректирующими обмен нейромедиаторов.

Большое значение для коррекции обмена нейромедиаторов имеют пищевые факторы и правильное питание. Известно, что избыток легкоусвояемых углеводов (сладостей) в первой половине дня при недостатке белка может провоцировать нарастание симптомов.

Огромное значение для развития и функционирования центральной нервной системы играют незаменимые полиненасыщенные омега-3 жирные кислоты (ПНЖК): эйкозапентаеновая (ЕPA) и докозагексаеновая (DHA). Многочисленные клинические исследования показали связь между проявлением нервно-психических отклонений и недостатком омега-3 жирных кислот или дисбалансом между омега-3 и омега-6 жирных кислот. Так, представлены данные об отставании в развитии ментальной активности (согласно детским шкалам IQ) и зрительной функции у младенцев с недостатком докозагексаеновой кислоты. Изменения метаболизма ПНЖК могут привести к нарушению фософолипидного метаболизма, что приводит к нарушениям развития центральной нервной системы и проявлениям СДВГ. Незаменимые жирные кислоты обладают целым рядом полезных свойств: подавляют выделение гормонов стресса в организме, улучшают работу головного мозга, способствуют улучшению работы органа зрения, уменьшают нагрузку на сердечно-сосудистую систему, участвуют в выработке простагландинов с противовоспалительными свойствами.

Витамин Д обладает свойством снятия гипервозбудимости и напряжения нервной системы, оказывая благоприятное действие при СДВГ. Кроме того, витамин Д предотвращает повышенную нервную возбудимость и судорожные подергивания в мышцах ног, сохраняет и поддерживает оптимальную структуру костей и зубов, укрепляет иммунную систему.

Витамин А является противоинфекционным витамином, необходим для поддержания хорошего зрения, здоровья волос, кожи, обладает антиокисидантными свойствами

Оптимальным способом поступления витаминов и микроэлементов являются натуральные природные источники. Именно поэтому многие специалисты рекомендуют включать в рацион натуральный продукт рыбий жир как здоровым детям, так и для реабилитации при ряде заболеваний. Благодаря своему составу рыбий жир обладает рядом полезных свойств:

  1. Способствует формированию и полноценному развитию тканей мозга и стимулируют умственное развитие ребенка
  2. Закладывает основу хорошего зрения
  3. Устраняет симптомы дефицита внимания
  4. Укрепляет иммунитет ребенка, особенно полезен для часто болеющих деток
  5. Улучшает структуру костной ткани

Согласно данным клинических исследований, включение рыбьего жира в комплекс реабилитации детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в течение 4 месяцев позволяет статистически значимо снизить симптомы.

Мы с детства помним вкус рыбьего жира, подавляющее большинство вспоминает его как далеко не самый приятный. Рыбий жир «Мёллер, Норвегия» значительно отличается в лучшую сторону от знакомого с детства вкуса, выпускается в 3-х видах: с лимоном, натуральный и фруктовый. Дети с удовольствием пьют рыбий жир, не испытывая неприятных эмоций.

Рыбий жир «Мёллер» зарегистрирован в нашей стране с возраста 4-х лет, в Норвегии его рекомендуют с 3-х недельного возраста всем деткам. Специалисты рекомендуют принимать по 0,5-1 чайной ложке в сутки, курс до 3-х месяцев. Найти рыбий жир «Мёллер» можно только в аптеках.

meller lemonmeller naturalmeller fruit

Самое главное, что нужно знать родителям гиперактивного ребенка: любите своего ребенка таким, какой он есть, дарите ему безусловную любовь, поддерживайте и хвалите его, обеспечивайте сбалансированное поступление важных для развития мозга микро-и макронутриентов и помните, что при грамотном подходе недостатки детей с СДВГ можно перевести в сильные качества характера.



Разделы статей

Внимание!!!

Расширение ассортимента!

Представляем Вашему вниманию товары полюбившихся мамочкам брендов 

Canpol babies Dr.Brown's

Nuk,  Bubchen,  Baby D'or,   Playgro,  Uppy !

 

Все товары в интернет-магазине МамЭксперт можно приобрести в РАССРОЧКУ:

  • НА 3 МЕСЯЦА с картой Халва
  • НА 3 МЕСЯЦА  с "Картой покупок"

При оплате картой "Халва"  и "Карта покупок" скидки и акции на товар не действуют!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

лого вайбериконка 4иконка 1иконка 2иконкаиконка 3иконка 5

*Присоединяйтесь к нам в соцсетях:*
*Читайте полезную информацию по уходу за ребенком, скачивайте бесплатно книги и руководства, смотрите видеообзоры, записывайтесь на бесплатные вебинары!*
*Будьте в курсе новых акций, розыгрышей и подарков!*