+375 44 533 31 25
+375 29 533 30 25
![]() |
+375 44 533 31 25 |
![]() |
+375 29 533 30 25 |
« НазадГиперактивный ребенок: что делать маме? 27.01.2017 10:20Ваш ребенок, как егоза, его невозможно успокоить? Он постоянно вертится, крутится, не сидит на месте, находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему «прикрепили мотор»? Вы с завистью смотрите на деток, которые идут рядом с мамой, за которыми не нужно бежать вдогонку? Вы устали от строгих взглядов и едких реплик бабуль в магазине о невоспитанном ребенке и замечаний из разряда «угомоните своего ребенка»? Вам кажется, что это вы неправильно воспитываете ребенка, раз он вас не слушает, а постоянно норовит куда-то убежать? А затем идут вздохи воспитателей и жалобы учителей о том, что ваш ребенок мешает другим детям, задирается со сверстниками и совершенно не слушает преподавателя… Узнали своего ребенка в описании? Иногда гиперактивность связана с наследственно-обусловленными особенностями личности ребенка, распросите хорошенько бабушек и дедушек, какими именно были папа и мама малыша в детстве, очень вероятно, что малыш пошел именно в вас. Однако часто такое поведение ребенка интерпретируют как Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Диагноз выставляет доктор в случае, если симптомы продолжаются более 6 мес, захватывают разные сферы жизни, имеют высокую выраженность и не вызваны другим заболеванием, для диагностики также используют специальные психологические тесты. Чаще состояние диагностируется после 3-х лет, когда выраженность симптомов нарастает и родители обращаются за помощью. Данное состояние встречается у 7-8% детей в возрасте 4-15 лет, соотношение мальчиков и девочек 3:1. Каковы признаки СДВГ? СДВГ можно заподозрить еще на первом году жизни: малыш беспокоен, гипервозбудим, могут быть проблемы со сном, часто просыпается, с трудом засыпает, реагирует громким плачем на внешние раздражители. Подрастая, он становится шумным, нетерпеливым, непослушным, может проявлять агрессивность. Во время игр он очень подвижен, энергия захлестывает его, игры часто становятся разрушительными. К школьному возрасту особенности реагирования приводят к тому, что ребенок при нормальном или высоком интеллекте не справляется с заданиями учителей, невнимателен, забывает по ходу решения условия задачи, не обращает внимания на детали. Он не может самостоятельно справиться с выполнением домашнего задания. Он вспыльчив, задирист, непредсказуем, это мешает устанавливать дружеские отношения со сверстниками, он может быть отвергаем коллективом или играть роль классного шута. У ребенка со временем формируется низкая самооценка, особенно при сравнении родителями с более спокойными братьями и сестрами и при постоянном давлении со стороны учителей. В подростковом возрасте дефицит внимания и импульсивность сохраняются у 50-80% детей, при этом симптомы гиперактивности уходят на второй план, сменяясь суетливостью и внутренним беспокойством. Характерны также несамостоятельность, невозможность довести работу до конца. Особенностью является слабая устойчивость к вовлечению в асоциальные группировки, появление тяги к алкоголю и никотину. При этом сохраняется низкая самооценка, неуверенность в себе и низкая толерантность к неудачам. СДВГ рассматривают как расстройство детского возраста, однако в 20-35% случаев у взрослых сохраняются забывчивость, рассеянность, неорганизованность, трудности с планированием, расстановкой приоритетов, доведением до конца работы над проектами, конфликты в семейной жизни, низкая стрессоустойчивость, заниженная самооценка. Как отличить просто активного ребенка и гиперактивного? Подвижность, невнимательность и импульсивность сами по себе не являются патологией, это норма, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. СДВГ — крайнее проявление спектра «активного» темперамента, при котором эти симптомы выражены настолько сильно, что значительно затрудняют социальную адаптацию, обучение и в целом психологическое развитие ребенка. Детки с СДВГ в отличие от активных малышей: 1. Активны постоянно, им сложно сконцентрироваться на одном действии, на одной игрушке, полистать книгу. Просто активный малыш может с увлечением достаточно длительный период лепить, рисовать, рассматривать картинки. 2. Движения хаотичны, суетливы, неуклюжи. Часто что-то разбивают, ломают, бросают. Не могут довести начатое дело до конца. 3. Детки с дефицитом внимания с трудом воспринимают обращенную к ним речь, родителям трудно «достучаться», чтобы ребенок услышал. Особенно в состоянии возбуждения, в местах большого скопления людей, в детских центрах, на детских праздниках. Если в комнату с игрушками привести малыша, то активный малыш рано или поздно найдет себе занятие и сосредоточится на нем, а гиперактивный малыш будет хаотично двигаться, не останавливаясь на одной игрушке. Для дальнейшей диагностики специалисты используют специальные психологические тесты, а при необходимости более углубленное обследование. Так почему возникает гиперактивность и дефицит внимания? Специалисты отмечают несколько причин:
Что же делать? В 1993 году вышла книга Тома Хартмана «Синдром дефицита внимания: другое восприятие»). В книге предлагается посмотреть по-новому на СДВГ: как на естественный адаптивный признак, который дает биологическое преимущество для охоты, но бесполезен в земледелии. Для охотников важно молниеносно принимать решения, искать вызов и двигаться вперед. Ученые обнаружили, что вариация гена D4 возникла 10 000-40 000 лет назад – в период активного расселения людей по планете. Так как этот ген оказался полезным, помогал людям жить и выживать, он становился все более распространенным. Как указывал автор: «Проблемы начинаются, когда охотников заставляют копать грядку». При правильном подходе родителей и психологов слабые черты детей с СДВГ можно перевести в сильные качества. Так, импульсивность позволяет принимать молниеносные решения, трудность с планированием позволяет жить здесь и сейчас и находить неординарные пути решения проблем, невнимательность – искать вызов, быть открытым к новому, уметь мыслить вне стереотипов, нетерпеливость – не стоять на месте, двигаться вперед. Коррекция СДВГ у ребенка требует комплексного подхода: обязательно поведенческая терапия, направленная как на ребенка, так и на родителей, при необходимости врач порекомендует медикаментозную терапию. Советы родителям:
В ряде случаев помогают психокоррекционные методики: арт-терапия, игровая терапия, семейное дыхание. При необходимости, врач назначает медикаментозную поддерживающую терапию ноотропами и препаратами, корректирующими обмен нейромедиаторов. Большое значение для коррекции обмена нейромедиаторов имеют пищевые факторы и правильное питание. Известно, что избыток легкоусвояемых углеводов (сладостей) в первой половине дня при недостатке белка может провоцировать нарастание симптомов. Огромное значение для развития и функционирования центральной нервной системы играют незаменимые полиненасыщенные омега-3 жирные кислоты (ПНЖК): эйкозапентаеновая (ЕPA) и докозагексаеновая (DHA). Многочисленные клинические исследования показали связь между проявлением нервно-психических отклонений и недостатком омега-3 жирных кислот или дисбалансом между омега-3 и омега-6 жирных кислот. Так, представлены данные об отставании в развитии ментальной активности (согласно детским шкалам IQ) и зрительной функции у младенцев с недостатком докозагексаеновой кислоты. Изменения метаболизма ПНЖК могут привести к нарушению фософолипидного метаболизма, что приводит к нарушениям развития центральной нервной системы и проявлениям СДВГ. Незаменимые жирные кислоты обладают целым рядом полезных свойств: подавляют выделение гормонов стресса в организме, улучшают работу головного мозга, способствуют улучшению работы органа зрения, уменьшают нагрузку на сердечно-сосудистую систему, участвуют в выработке простагландинов с противовоспалительными свойствами. Витамин Д обладает свойством снятия гипервозбудимости и напряжения нервной системы, оказывая благоприятное действие при СДВГ. Кроме того, витамин Д предотвращает повышенную нервную возбудимость и судорожные подергивания в мышцах ног, сохраняет и поддерживает оптимальную структуру костей и зубов, укрепляет иммунную систему. Витамин А является противоинфекционным витамином, необходим для поддержания хорошего зрения, здоровья волос, кожи, обладает антиокисидантными свойствами Оптимальным способом поступления витаминов и микроэлементов являются натуральные природные источники. Именно поэтому многие специалисты рекомендуют включать в рацион натуральный продукт рыбий жир как здоровым детям, так и для реабилитации при ряде заболеваний. Благодаря своему составу рыбий жир обладает рядом полезных свойств:
Согласно данным клинических исследований, включение рыбьего жира в комплекс реабилитации детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в течение 4 месяцев позволяет статистически значимо снизить симптомы. Мы с детства помним вкус рыбьего жира, подавляющее большинство вспоминает его как далеко не самый приятный. Рыбий жир «Мёллер, Норвегия» значительно отличается в лучшую сторону от знакомого с детства вкуса, выпускается в 3-х видах: с лимоном, натуральный и фруктовый. Дети с удовольствием пьют рыбий жир, не испытывая неприятных эмоций. Рыбий жир «Мёллер» зарегистрирован в нашей стране с возраста 4-х лет, в Норвегии его рекомендуют с 3-х недельного возраста всем деткам. Специалисты рекомендуют принимать по 0,5-1 чайной ложке в сутки, курс до 3-х месяцев. Найти рыбий жир «Мёллер» можно только в аптеках. Самое главное, что нужно знать родителям гиперактивного ребенка: любите своего ребенка таким, какой он есть, дарите ему безусловную любовь, поддерживайте и хвалите его, обеспечивайте сбалансированное поступление важных для развития мозга микро-и макронутриентов и помните, что при грамотном подходе недостатки детей с СДВГ можно перевести в сильные качества характера. |
+375 44 533 31 25
+375 29 533 30 25